пятница, 29 июля 2011 г.

Отчет участника. (4)


Отчет об участии в ЧБК-эксперименте
В эксперименте я была в 3-х позициях: сначала красной, затем черной и, наконец, белой (1 цикл).
Опишу свои переживания, размышления, когда я была каждой позиции.
Отмечу также, что по моим наблюдениям каждый из участников имел свои понимания этих позиций, что с одной стороны, порой приводило к беспорядку, с другой, –повышало степени свободы.
Красная позиция. Для меня красная позиция была вполне понятна и не вызвала глобальных трудностей, но при этом дала, безусловно, опыт и определенные открытия.
Нахождение в красной позиции для меня означает следующее.
Красный отрабатывает внутреннее смирение. Он берет чужую волю – белого, частично черного и принимает ее как свою. Даже самые дурацкие, бессмысленные предложения, идущие от белого, не подвергаются сомнению и выполняются. Интересно отмечать, что при этом происходит сильная внутренняя работа – встреча со своими представлениями, Эго, которые пытаются оценивать, спорить, протестовать. Но позиция красного – это принятие решения, это выбор, что ты добровольно становишься инструментам. И чем больше ты смиряешься, тем больше силы внутри появляется.
Во многом я находила сходство позиции красного и принятия послушания, например, в православии (у меня был опыт послушания в монастыре в течение 2-х недель). При этом в позиции красного я встретилась еще и с таким выбором: мне стоит активизировать себя только, если пожелает мой белый (абсолютное, порой абсурдное послушание, суть которого не только в том чтобы делать, но и чтобы не делать – а это тоже может быть очень сильно J), или я имею возможность выполнять работу, если вижу, что она требует своего выполнения (включение конструктивной воли?). За три дня я попробовала оба этих варианта – и активизировалась только по велению белого и брала на себя ответственность за работу в лагере. Возможно, что с позиции послушания первое положение (активизация только по воле белого) более радикальна и эффективна, но с точки зрения жизни в общежитии, коим мы все же являлись, это может быть неудобно. Кроме того, при первом положении может незаметно подкрасться такой враг, как готовность переложить всю ответственность на другого L (почти как у Э. Фромма – бегство от свободы). Так что критерий – как всегда в нас.
У меня был интересный опыт: за три моего пребывания в красной позиции у меня сменились 3 белых (инструмент разных хозяев). Белые проявляли себя очень по-разному, но с каждым белым можно было встретиться с новыми гранями красной позиции. Впечатлила команда Ольги (из Питера), которая заключалась не в том, чтобы что-то делать, а в том, чтобы сознательно не делать. Мощно!
Второе положение (включение в работу в лагеря, конструктивная воля) дает возможность ощутить ответственность за товарищей, за общежитие в целом. Дает толчок к переживанию очень мощного переживания группы – где нет «своих» и «чужих» белых или черных. Есть понимание того, что все друг с другом взаимосвязаны и нет «чужой» работы. Однако в таком положении есть опасность чрезмерно идентифицироваться с «Мы» и не переживать возможность индивидуального послушания.
Черная позиция.  Пребывание в черной позиции было мне в радость. Все  же я осознала, что переживание беспорядка в лагере (которое остро ощущалось в красной позиции) вызывало во мне напряжение. Черная позиция дала возможность просто отстраниться от внешних бытовых проблем (и тут меня позабавило, как переключение в позицию меняет способ восприятия.Проблема отсутствия обеда перестала ею быть, хотя желудок иногда и урчал… Эх, мало побеждено «внутреннее животное»! J).
В черной позиции главным для меня стал более глубокий контакт с собой, встреча без спешки и соглядаев ;). Так получилось, что занятая суетой на работе, проводя время в заботах или отдыхе, я просто не была с собой так, как хотелось.
Я не практиковала специально, просто практики стали частью процесса моей жизни. Я не входила специально в депривацию, потому что просто ощущала, что выполнение практик может стать хорошим способом избегания встречи с собой. По внутреннему переживанию это было ощущение, что я разрешила себе быть.
Быть. Жить.
Интересно отметить, что на второй день я вышла в состояние, когда внутреннего диалога не было. Я отвечала ребятам на вопросы, но в голове была тишина. Не было говорения внутри.
Также в дни черных практик я много была на природе. Очень интенсивные проживания. Показательно, что переживание внутри огня было стойким. Когда я поливала себя водой из Рожены Криницы, было чувство тепла и опять же огня внутри.
Из негативных переживаний было одно. Дождь. Палатка. У меня были другие планы на день. Запертая в палатке, я ощутила, что есть нечто вне моего контроля, вне моей воли. Не-бытие? Что есть то, что не есть мое сознание и воля. Встречное чувство – скука. Скука как ящик Пандоры таит в себе много тайн. Я не стала сбегать. Просто была и в этом. Слов пока нет.
Очень-очень продуктивная позиция.
Белая позиция. Честно скажу, когда я наблюдала за белыми, я беспокоилась о себе – как я буду белой? Что я буду делать? Мне казалось, что это сложная позиция для значительного числа участников ЧБК.
Но став белой, я не с удивлением отметила, что мне не в тягость мое положение. Я с удивлением отметила, что мне интересно и не страшно. Мне не хотелось порождать креативных процессов – но я видела, что лагерь нуждается в правлении – неявном, но присутствующим. У меня не было красного, но это мне не мешало. Я ощущала, что я связана со всеми и все связаны со мной.
Забавно было отметить у себя готовность выпороть белого, который, как мне казалось, действует не в системе. Ограничилась окриком. Не страшно применять силу, если она нужна. Не страшно быть разной J
Я не боюсь власти. Вопрос стал так: зачем и для чего?
Власть – это как обоюдоострый меч, один конец в тебе, правителе, другой – в твоем вассале. Вы связаны. Мне не было страшно, потому что я знаю, что значит – подчинять себя чужой воле.
Единственно – раздражает несогласованность порой белых. Хммм… J Хочу большей консолидации, но было так, как было.
Итоги и возможные перспективы.
ЧБК-эксперимент прошел живо и интересно.
Однако если его повторять, мне кажется имеет смысл обратить внимание на следующие моменты:
1.      Точка входа – инициация в участие в подобных практиках.
2.      Дни перехода (перенастройка – были отмечены ситуации, когда сами участники ЧБК отмечали, что они не «чистые» белые, красные, черные … – день перехода и соответствующие условия).
3.      Точка выхода из эксперимента – соответствующие практики.
4.      Еще раз: рефлексия участников ЧБК – зачем они в нем принимают участие? Что хотят?
Думаю, что сценариев проведения ЧБК-эксперимента может быть несколько – в зависимости от  количества участников и целей и задач, которые они перед собой ставят.
Спасибо всем моим дорожным товарищам!
Успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий