понедельник, 8 августа 2011 г.

Отчет участника. (14)

Краткий отчёт об участии в ЧБК эксперименте (первый девятидневный цикл). Наиболее значимые для меня моменты.



БЕЛОЕ



В первый день столкнулся со сложностью договориться с другими белыми об общем плане действий (организации быта). Так как белые между собой иерархически равны и у каждого было своё понимание правильной организации, пришлось искать компромиссные решения. Поэтому было сложно удерживать во внимании общий план действий. Ясно осознал слабость своей управленческой позиции и сопротивлением брать ответственность за других на себя. И ещё боролся с «неудобностью», например – заставлять работать своего красного в жаркий день под палящим солнцем. Было ощущение, что гораздо проще всё сделать самому, чем поручать другому. Белая позиция, неожиданно для меня оказалась самой ресурсоемкой, что не позволило до конца подойти к этому проекту более свободно и творчески. Хотя сама среда, природная, деятельностная и игровая, очень к этому располагала. То-есть понимание степени свободы действий из волевой позиции, как бы открывалось очень постепенно расчищая стереотипы и поведенческие шаблоны.





КРАСНОЕ



Сразу попытался действовать из «позитивной воли» – обыграть принудительность команды в собственную интересную задачу. Но по началу, возникало чёткое внутреннее сопротивление, причём где-то на телесном уровне, особенно реакция была на то в какой форме даётся задание (особенность формы речи). Активно раздражали неэффективные инструкции, или когда незавершённое дело перебивается новым заданием. Мешали так же, собственная лень и скука. Когда эти помехи удавалось преодолеть, возникало некое ощущение «потока/волны» - все микро-события дня удачно складываются всё совпадает, тратишь минимум усилий и всё получается. Самое интересное, что в этом «потоке/волне» забываешь себя, рефлексия отсутствует, время течёт незаметно. А когда возвращаешься в обычное состояние – уже всё сделано, причём наиболее эффективным способом.





ЧЁРНОЕ



Попробовал прожить этот период в восприятии «процессности» внутренней и внешней. То есть отслеживать не фон и объекты, а течение процессов и их взаимодействие. Особенно было интересно наблюдать как соотносится ритм (или скорость перетекания событий) внешнего и внутреннего потока. Когда наиболее чётко удавалось удерживать во внимании два потока, пробовал растягивать и уплотнять длительности по очереди, наблюдая как они воздействуют друг на друга.

Иногда «внешнее» начинало чрезвычайно активно вторгаться в процесс. Наиболее яркий пример – сидел неподвижно с закрытыми глазами у своей палатки, медитировал довольно продолжительное время, как вдруг раздался пронзительный птичий крик, причём совсем близко. Открыл глаза, вижу где-то в метре от лица по ветке скачет какая-то птица, ведёт себя очень агрессивно пытается атаковать. После нескольких неудачных попыток продолжить дальше, решил переместится в другое место.

Было ощущение, что мои взаимодействия с «внешним» вызывают какое-то сопротивление, как бы среда начинала отвечать, возникала обратная связь.





Что понравилось и не понравилось в ЧКБ - эксперименте.



Не понравилось то, каким образом «распределялась» ответственность – когда все за всё отвечают и никто не за что, конкретно. Или зона ответственности каждого воспринималась очень узко. Например валяется чей-то чужой спальник на полянке и вдруг начинается дождь, и никому в голову не придёт убрать его под навес. Или когда кончались в лагере дрова и вода, спохватывались уже по факту, когда надо было готовить еду. Поэтому, когда начались затяжные дожди, хаотичные действия привели к тому, что налаженный быт стал на глазах разваливаться.

Так же не было преемственности начинаний белых, когда они сменялись. Новые белые начинали свои проекты, то есть на мой взгляд, не возникло переходящей ответственности построения культуры, в том числе - порождения новых форм.



Понравилось то, что находясь внутри эксперимента в реальных условиях удалось получить новый опыт взаимодействия, который ещё требует осмысления. Были выявлены зоны повышенного сопротивления личности, которые до этого не рефлексировал или не придавал им особого значения. Стали более понятны причины собственных социальных страхов и мотиваций. Несколько иначе вдруг понял, что есть принудительность, свобода и ответственность.

Очень полезный опыт молчаливого выслушивания рефлексии своих товарищей по прошествии дня. Он, как бы придавал многомерность событиям и расширял / углублял мою саморефлексию.

Не скажу, что всё это меня сильно изменило, но добавило понимания собственных «тараканов» и от куда у них ноги растут





P.S. Забавное совпадение:

Ещё до начала эксперимента возникла идея – на красный период лишать участников имён, или звать всех одинаково (для лучшего растождествления с личностными структурами). Но это не вызвало особого энтузиазма группы. Уже после, когда набралось 12 участников, оказалось, что у 1/3 группы – одинаковые имена

Комментариев нет:

Отправить комментарий